НАШИ ПРОЕКТЫ:
ИПОТЕКА
ПОТРЕБКРЕДИТ
БИЗНЕС КРЕДИТ
КРЕДИТНЫЕ КАРТЫ
АВТОКРЕДИТ
ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ
СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ
ПЕРЕЕЗД
РЕМОНТ
ТУРИЗМ
НЕДВИЖИМОСТЬ
ОБРАЗОВАНИЕ
АВТОСТРАХОВКА
ПЕРЕВОДЫ
Добавить в избранное    
Печатать

Регистрация и ликвидация фирм

   
129 из 137 (94%) посетителей порекомендовали бы эту статью своим друзьям

    КРАТКИЙ ОБЗОР ЭТОЙ СТАТЬИ

  • Форматы регистрации фирмы
  • Что нужно для регистрации фирмы?
  • Выбор системы налогообложения
  • Как ликвидировать фирму?
Сергей Федоров, 123Service.ru

Нестабильная экономическая ситуация в стране в последние годы еще не отбила у вас желание открыть собственное дело? Или наоборот, подтолкнула к этому решению? А может быть, кризис подал вам идею срочно реорганизовать вашу фирму или компанию так, чтобы она работала наиболее эффективно? Тогда без определенных знаний здесь не обойтись. Вот и попробуем разобраться в том, что нужно для открытия или закрытия своего дела.

Регистрация и ликвидация фирмФорматы регистрации фирмы

Если вы решили создать свой собственный бизнес, первое, что вам понадобится – это зарегистрировать его. Процесс этот, сразу скажем, для неподготовленного человека довольно сложный. Сделать все самому достаточно трудно физически и очень затратно по времени. Однако решать только вам – делать все самому или обратиться в соответствующие организации.

Наиболее распространенной формой компании в настоящее время является общество с ограниченной ответственностью (ООО), менее распространенной – закрытое акционерное общество (ЗАО) и открытое акционерное общество (ОАО).

Популярность регистрации компании в форме ООО объясняется, прежде всего, тем, что в обществе с ограниченной ответственностью учредители несут ответственность в пределах своей доли в уставном капитале, минимальный размер которого составляет 10 000 рублей. Создание ООО также является наиболее простым способом получить свою фирму.

Создать фирму в форме ЗАО стараются те, кто желает иметь фиксированную часть прибыли в результате деятельности фирмы, которая по данной форме организации выражается в акциях.

Фирму в форме ОАО регистрируют предприниматели, охватывающие огромные масштабы производства, живущие за счет вложений открытого круга лиц, часто не имеющих никакого отношения к деятельности данного предприятия.

Вы можете зарегистрироваться и как индивидуальный предприниматель. Основным отличием ИП от учредителя ООО или ЗАО является мера ответственности по их обязательствам перед кредиторами. Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (согласно статье 24 Гражданского кодекса РФ). Иначе говоря, если в результате ведения бизнеса у вас образуются долги перед деловыми партнерами, погашать задолженность вам придется в полном объеме за счет имущества, не только приобретенного в процессе предпринимательской деятельности, но и за счет другого своего имущества, полученного из иных источников. Ответственность же учредителя ООО или ЗАО законодательно ограничена. Так, участники ООО и акционеры ЗАО полностью оплатившие свои доли (акции), не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им долей (акций).

Минимально допустимый размер уставного капитала ООО и ЗАО установлен законом в сумме 10 000 рублей. Таким образом, в случае недостатка имущества ООО или ЗАО с уставным капиталом в 10 000 рублей, учредители, в случае признания общества банкротом, будут обязаны оплатить кредиторам задолженность общества в сумме 10 000 рублей (даже если общая сумма задолженности ООО значительно больше).

Что нужно для регистрации фирмы?

Итак, исходя из своих соображений, вы выбрали организационно-правовую форму предприятия и решили открыть фирму. Каковы должны быть ваши дальнейшие действия?

Прежде всего, вы можете купить уже готовую фирму. Подобных предложений на рынке сегодня множество. Но, как любой товар, готовая фирма может быть качественной или некачественной, а в таком деле, как бизнес, от качества используемых ресурсов зависит не только качество работы предприятия, но и безопасность его жизнедеятельности.

Готовые фирмы – это отличная возможность легко начать бизнес, но, не разобравшись в вопросе и купив некачественную фирму, бизнес можно также легко закончить, еще не успев начать. Продажа готовых фирм – это активно развивающаяся область рынка юридических услуг, и, к сожалению, на этом поле работает множество недобросовестных игроков. Не будем подробнее останавливаться на этом моменте. Просто советуем внимательно подумать и изучить этот вопрос детально. Не всегда самый короткий путь – самый легкий.

Чтобы зарегистрировать физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя (ИП), к примеру, на территории Москвы, необходимо предоставить следующие документы:

1) общегражданский паспорт с постоянной московской регистрацией (для граждан России) либо нотариально заверенные копии удостоверения личности и документов, подтверждающих разрешение на временное проживание или дающих вид на жительство в Москве (для иностранных граждан);

2) простая ксерокопия свидетельства ИНН (если присваивался);

3) перечень предполагаемых видов деятельности.

Затраты на регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) складываются из обязательных и дополнительных расходов. Кроме того, понадобится оплатить определенные расходы:

1) услуги по регистрации ИП (для граждан РФ – 10 000 рублей, для иностранных граждан – 14 500 рублей);

2) государственная пошлина за регистрацию ИП – 400 рублей;

3) дополнительные расходы: изготовление печати, нотариальное заверение документов и т. д. – 15–20 тыс. рублей.

Процесс открытия ООО или ЗАО сложнее. Прежде всего, вам необходимо определиться с названием, а также юридическим адресом, составом учредителей, системой налогообложения. Кратко рассмотрим эти вопросы.

Название, юридический адрес и учредители фирмы

В настоящее время государственные органы не требуют индивидуальности названия, хотя использовать в названии торговые марки, такие как Renault или Sony, все же не стоит, во избежание судебного разбирательства.

Кроме того, необходимо помнить, что существует процедура согласования на использование в наименовании фирмы слов «Россия», «Москва» и однокоренных им. Помимо того, что до регистрации фирмы необходимо получить соответствующее разрешение на использование слов «Россия» и «Москва» в наименовании фирмы, в дальнейшем вам придется уплачивать еще один налог.

Если юридический адрес у вас уже есть – дело одно. В противном случае юридический адрес надо найти или купить. Все, что от вас требуется, это определить, в какой налоговой инспекции вы хотите стоять на учете.

Открыть фирму могут физические лица (граждане РФ и иностранные граждане) и юридические лица (как российские, так и иностранные). Законом предусмотрено ограничение количественного числа учредителей для ООО и ЗАО – не более 50. Учредителем может быть и одно лицо.

Виды экономической деятельности

Одно из обязательных положений, которое необходимо указать в учредительных документах вашей фирмы, это – виды экономической деятельности.

Основным документом, который поможет вам выбрать те или иные виды деятельности является Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). По классификатору вы должны выбрать те виды деятельности, которыми вы намерены заниматься, но не более 20.

На первое место нужно ставить основной вид деятельности. Основным видом экономической деятельности является тот вид экономической деятельности, который создает наибольшую часть выручки.

Определение основного вида деятельности необходимо вам также для присвоения определенного страхового тарифа в органах Фонда социального страхования (ФСС). Размер страхового тарифа зависит от класса профессионального риска основного вида деятельности вашей фирмы.

Выбор системы налогообложения

 На сегодняшний день существуют следующие системы налогообложения:

  • традиционная;
  • упрощенная;
  • единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

При традиционной системе налогообложения, фирма должна исчислять и уплачивать все предусмотренные законодательством налоги и сборы (федеральные, региональные и местные). Применение упрощенной системы налогообложения фирмы предусматривает замену уплаты большинства налогов уплатой единого налога.

Существуют две формы упрощенной системы: 6% от доходов и 15% от доходов, уменьшенных на величину расходов.

Вновь создаваемые фирмы, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему одновременно с подачей заявления о государственной регистрации компании.

Разумеется, что если вы собираетесь открывать свое дело, вам придется подробнее изучить этот вопрос.

Как ликвидировать фирму?

Увы, иногда в жизни все идет не так хорошо, как мы планируем, и возникает необходимость закончить бизнес, ликвидировать фирму. Чаще всего это делается, чтобы избежать дальнейших убытков. Есть два легальных способа сделать это: либо продать свою фирму другим лицам, либо исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц. Именно последнее действие с законодательной точки зрения именуется «ликвидацией». Под ликвидацией фирмы в гражданском праве понимается прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Удаление предприятия из ЕГРЮЛ является весьма эффективным, но и наиболее трудоемким и затратным способом ликвидации предприятия. При ликвидации фирмы удалением из ЕГРЮЛ необходимо совершить несколько последовательных операций. Вначале на ликвидируемом предприятии проводится общее собрание всех участников, на собрании будет принято решение о необходимости самой ликвидации, определен срок и процедура ликвидационного процесса, определен и утвержден состав ликвидационной комиссии. О результатах по определению сроков уведомляют зарегистрировавший фирму государственный орган. Далее в государственной организации, в которой ликвидируемое предприятие зарегистрировано, ему выдается извещение о начале процесса ликвидации ООО, и в государственный реестр вносится запись соответствующего содержания.

После этого, для принятия претензий от неизвестных кредиторов, в печатных СМИ комиссией по ликвидации, публикуется объявление о том, что в указанный срок произойдет ликвидация ООО, фирмы. Кредиторы о ликвидации ООО, предприятия уведомляются письменно. После этого комиссией по ликвидации ООО подаются заявления во все внебюджетные фонды, в инспекцию ИФНС с просьбой провести проверку и снятие с учета. При согласовании промежуточного баланса ликвидации, решение о котором выдает государственный орган, зарегистрировавший ликвидируемое предприятие, исполнительный орган (руководитель) предприятия закрывает банковские счета и уничтожает печать фирмы.

В число документов, необходимых для завершения процедуры ликвидации ООО, предприятия, входит акт о проведенной проверке налоговой инспекцией, акт проверки внебюджетными фондами и акт об отсутствии задолженности, ликвидационный баланс, справка о закрытии банковского счета, акт, подтверждающий уничтожение печати фирмы и акт передачи в архив на хранение документов фирмы. Фирма считается ликвидированной с момента занесения сведений об этом и выдачи выписки соответственно об удалении предприятия из ЕГРЮЛ. Такая форма ликвидации ООО, фирмы самая долгая и занимает около шести месяцев.

Ликвидация фирмы может произойти и по решению суда при: принудительном банкротстве, отсутствии лицензии на осуществление предпринимательской деятельности, при которой она необходима, грубом и неоднократном нарушении закона, а также в случае характера деятельности предпринимателей, запрещенного законом, или же, если есть решение суда о признании регистрации юридического лица недействительной.

Вместо ликвидации предприятия полностью, можно ликвидировать только вашу ответственность за деятельность ООО, например, путем перепродажи – фирма переоформляется на новых учредителей, у нее заменяется генеральный директор и главный бухгалтер. К основным достоинствам вышеуказанной схемы относятся: относительно невысокая стоимость ликвидации вашей ответственности за деятельность ООО и оперативно сжатые сроки. В фирме, подвергающейся ликвидации, по российскому законодательству ответственность за деятельность несут директор и главный бухгалтер. Кроме того, учредитель в определенных случаях несет ответственность за деятельность ликвидируемого предприятия.

Таким образом, в результате перепродажи ООО новым участникам и смены исполнительного органа (директора), вся ответственность за его деятельность как юридического лица переходит к ее новому руководителю и учредителям. От вас необходимо решение о смене учредителей и исполнительного органа.

Из всего этого можно сделать вывод, что и открытие, и ликвидация фирм – дело сложное и трудоемкое. Исключение представляет собой, пожалуй, только регистрация ИП. Здесь максимум, что грозит начинающему предпринимателю, это отстоять несколько многочасовых очередей и несколько раз быть отосланным на переделку документов. В других случаях имеет смысл обращаться в соответствующие фирмы, специализирующиеся на регистрации и ликвидации бизнеса. Причем в случае с ликвидацией без специалистов просто не обойтись. Но и к кому попало обращаться не рекомендуется. Вам могут предложить «серую» ликвидацию фирмы, в обход законных процедур. В этом случае через несколько месяцев (или лет) вам придется расплачиваться по неизвестно откуда возникшим долгам или отвечать за деятельность неких нечистоплотных лиц. И регистрация, и ликвидация фирм должны происходить абсолютно законно.


Дать заявку на оказание юридических услуг
вы можете с помощью бесплатного сервиса на сайте 123Zakon.ru. Подать заявку!

Вы порекомендовали бы эту статью друзьям?              
Печатать
 
 
Джозэфина
(4 года назад)
Хочу купить готовую фирму,но у старого владельца не порядки с документами.
Гно~мик
(4 года назад)
Ольга Витальевна Нет скорее всего,если вы мирно не договоритись,то за вас придёться решать суду.
svetic
(4 года назад)
Открывала свое кафе,много всего пришлось пройти,обязательно пользуйтесь квалифицированной поддержкой,чтобы избежать неприятностей.
Ольга Витальевна
(5 лет назад)
у нас с мужем своя фирма,на моё имя оформлена. мы с ним разводимся,как можно оставить фирму себе?
alexandr09031971
(5 лет назад)
жалко, про упрощенную систему налогооблажения так мало написали, как раз этим интересуюсь))

 

 
«Вы действительно оперативно работаете, не ожидал! Только дал заявку на 123Zakon.ru – как позвонили из вашего колл-центра. А через день уже и предложения по юруслугам были. Точность – вежливость королей. С этим у вас все в порядке. »
Самвел Оганесян, Москва