НАШИ ПРОЕКТЫ:
ИПОТЕКА
ПОТРЕБКРЕДИТ
БИЗНЕС КРЕДИТ
КРЕДИТНЫЕ КАРТЫ
АВТОКРЕДИТ
ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ
СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ
ПЕРЕЕЗД
РЕМОНТ
ТУРИЗМ
НЕДВИЖИМОСТЬ
ОБРАЗОВАНИЕ
АВТОСТРАХОВКА
ПЕРЕВОДЫ
Добавить в избранное    
Печатать

Защита деловой репутации

   
147 из 155 (95%) посетителей порекомендовали бы эту статью своим друзьям

    КРАТКИЙ ОБЗОР ЭТОЙ СТАТЬИ

  • Что такое защита репутации?
  • Что считается порочащими сведениями?
  • Кто поможет защитить деловую репутацию?
Сергей Федоров, 123Service.ru

Любой человек (или компания) в процессе своей работы, кроме материальных благ – накоплений, собственности, создает еще и блага нематериальные. Это честь, достоинство, деловая репутация. И в случае, если эти нематериальные блага подвергаются сомнению, если кто-то порочит заработанную годами честь или репутацию, это наносит вам не только моральный, но и значительный материальный ущерб. Узнайте, как защитить свою репутацию.

Защита деловой репутацииЧто такое защита репутации?

В части 1 статьи 152 Гражданского кодекса РФ закреплено, что гражданин или по его поручению третьи лица вправе требовать по суду опровержения сведений, порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Гражданское законодательство также закрепляет права на защиту чести и достоинства гражданина после его физической смерти. Защита третьими лицами личных неимущественных прав, принадлежавших умершим, может осуществляться либо в интересах памяти умершего, либо в собственных интересах третьего лица.

Юридическое лицо вправе требовать опровержения порочащих его деловую репутацию сведений, при этом законом не предусмотрено обязательное предварительное обращение с таким требованием к ответчику. В том случае, когда иск вы предъявили к средству массовой информации, распространившему сведения, порочащие, по вашему мнению, вашу деловую репутацию, исковая давность на эти требования не распространяется.

При защите деловой репутации, чести и достоинства действует презумпция, по которой, в том случае, если распространяемые порочащие сведения считаются не соответствующими действительности, доказывать правдивость таких сведений должен тот, кто их распространил. В соответствии со статьей 152 ГК РФ и статьей 43 Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» опровержению должны подвергаться сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию, и представить доказательства должно лицо или организация, распространившие эти сведения. Если вы истец, то вы обязаны доказать лишь сам факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, и определить эти сведения порочащими, то есть не соответствующими действительности.

Что считается порочащими сведениями?

Порочащими являются такие сведения, которые могут умалять честь, достоинство или деловую репутацию физического или юридического лица в общественном мнении или мнении отдельных граждан и подлежат опровержению независимо от того, изложены они в грубой, оскорбительной форме или достаточно пристойно.

Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство, понимается сообщение их неопределенно широкому кругу лиц, нескольким лицам либо хотя бы одному лицу путем: опубликования таких сведений в печати; трансляции по радио-, теле-, видеопрограммам; демонстрация в других средствах массовой информации; публичных выступлений, заявления или сообщения в иной, в том числе устной, форме.

Сообщение сведений только тому лицу, которого они касаются, не является распространением сведений, и в этом случае можно ставить вопрос о привлечении виновного к ответственности за оскорбление или клевету. Не является распространением сведений случай, когда индивид сообщает посторонним лицам порочащие сведения о самом себе.

Как опровергаются порочащие сведения?

Гражданское законодательство устанавливает специальный порядок опровержения порочащих сведений, которые были распространены в средствах массовой информации. Закон РФ «О средствах массовой информации» дает гражданам и организациям право требовать от этих редакций опровержения не соответствующих действительности сведений, порочащих их честь и достоинство, путем предоставления ими своего текста для опровержения или возможности самим зачитать свой текст на радио или телевидении. В то же время, когда в средствах массовой информации публикуются сведения, которые сами по себе не являются порочащими и соответствуют действительности, но ущемляют права и законные интересы гражданина, отражаются на деловой репутации, заинтересованные лица вправе требовать опубликования ответа в тех же средствах массовой информации (п. 3 ст. 152 ГК РФ).

Действующее законодательство предусматривает, что об опубликовании опровержения или ответа в средствах массовой информации необходимо предварительно уведомить редакцию, которая обязана в письменной форме в течение одного месяца дать ответ гражданину или юридическому лицу о предполагаемом сроке помещения опровержения либо об отказе в опровержении. Опровержение должно быть помещено в том же средстве массовой информации, набрано тем же шрифтом, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение. В случае отказа в опровержении, нарушения порядка опровержения либо истечения месячного срока для дачи опровержения соответствующие требования в течение одного года могут быть обжалованы в суде.

По искам о защите деловой репутации и опровержении сведений, опубликованных в печати, ответчиком по делу является редакция соответствующего средства массовой информации, и началом течения указанного срока является день распространения оспариваемых сведений. В случае, когда редакция средства массовой информации не является юридическим лицом, к участию в деле в качестве ответчика должен быть привлечен ее учредитель (статьи 45 и 46 Закона РФ «О средствах массовой информации»).

Если в распространении порочащих измышлений участвуют несколько человек, при возникновении судебного спора они отвечают солидарно, и обязанность опровергнуть упомянутые сведения должна возлагаться на всех тех, кто участвовал в их распространении.

В отношении с органами государства и должностными лицами проблема защиты чести гражданина приобретает предельную остроту в тех случаях, когда она связана с привлечением невиновного гражданина к уголовной ответственности.

Предметом нарушения деловой репутации являются те элементы носителя деловой репутации, которые непосредственно связаны с его хозяйственной деятельностью. Гражданский кодекс РФ, Закон от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» определяют его суть как распространение ложных, неточных или искаженных, порочащих хозяйствующего субъекта сведений, способных причинить ему убытки. Специфичность этого нарушения проявляется в способности соответствующими действиями причинить убытки, и действующее законодательство формально различает сведения, «способные причинить убытки», и сведения, «способные принести ущерб деловой репутации», что на практике является в обоих случаях возможной причиной материальных убытков. В области хозяйственной деятельности информация только тогда в состоянии причинить убытки, когда она дошла до сведения тех лиц, от действия которых зависит благополучная деятельность хозяйствующего субъекта, и в отношении которого распространяется данная информация. Не считается носителем опорочивающей информации (сведений) бракованный товар (работы, услуги), индивидуализированный посредством присвоения ему товарного знака хозяйствующего субъекта, однако деловая репутация может подвергнуться умалению.

Деловая репутация по действующему законодательству защищается ст. 152 Гражданского кодекса РФ и статьями 2 и 3 закона о конкуренции, где среди основных целей, задач и функций Антимонопольного комитета предусматривается пресечение недобросовестной конкуренции, в том числе и при нанесении ущерба деловой репутации. В этой ситуации способность быстро пресечь или ограничить нарушение антимонопольного законодательства и обязать в административном порядке восстановить первоначальное положение путем подачи в адрес нарушителя обязательного для исполнения соответствующего предписания делает защиту деловой репутации эффективной с точки зрения хозяйственного оборота. Ваше обращение за защитой от недобросовестной конкуренции в Антимонопольный комитет дает вам право на параллельное обращение и в арбитражный суд. Кроме того, Антимонопольный комитет вправе сам обратиться в арбитражный суд с иском о запрещении недобросовестной конкуренции, восстановлении первоначального положения, взыскания убытков в пользу потерпевшего. При обращении с иском о защите деловой репутации вы должны представить доказательства, что этот спор связан с вашей предпринимательской либо иной экономической деятельностью.

Все те же законы и правила распространяются и на информацию, размещенную в Интернете. И даже если сайт не зарегистрирован в качестве средства массовой информации, но в судебном порядке было установлено, что данные сведения не соответствуют действительности, такие сведения должны быть опровергнуты на этом же интернет-сайте.

Кто поможет защитить деловую репутацию?

Однако защитить честь, достоинство и репутацию не так-то просто. Прежде всего, вам необходимо доказать, что имел место сам факт этого деяния. Затем необходимо грамотно составить исковое заявление так, чтобы суд принял его  к рассмотрению. Кроме того, в случае злого умысла необходимо доказать, что порочащие вас или вашу фирму сведения были распространены умышленно, поскольку именно от этого зависит размер компенсации. Понятно, что без помощи грамотного, опытного юриста выиграть такое дело крайне сложно.

Если вы серьезно настроены наказать клеветника или клеветников и не допускать подобных случаев в будущем, вам необходимо обращаться к профессиональным юристам, имеющим опыт рассмотрения подобных дел. Они смогут грамотно провести переговоры с ответчиком о досудебном урегулировании спора и опубликовании опровержения в добровольном порядке, подготовят исковое заявление в суд с расчетом суммы причиненных убытков, окажут содействие в проведении лингвистической экспертизы сообщения, послужившего причиной спора (с привлечением филологов-лингвистов, которые быстро и качественно подготовят заключение), представят и защитят ваши интересы в суде и проследят за исполнением принятого решения.


Дать заявку на оказание юридических услуг
вы можете с помощью бесплатного сервиса на сайте 123Zakon.ru. Подать заявку!

Вы порекомендовали бы эту статью друзьям?              
Печатать
 
 
Петров
(3 года назад)
Если сведения, порочащие честь и деловую репутацию компании, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации?
Foto-mig
(4 года назад)
Если я точно знаю что меня оклеветали,к кому можно обратиться?
Gerrandina
(4 года назад)
Могу ли воспользоваться услугами юриста если мне 15 лет?
mutlik
(4 года назад)
Рядом с моим кафе,есть еще одно,и там мальчишка раздает листовки на которых написано что "у нас вкуснее чем,в соседнем кафе",что делать?
Igorik
(5 лет назад)
А если я точно уверен что наши конкуренты на нашем сайте,и в других соц сетях,плохо отзываються о нашей компании.я могу подать на них в суд?
ana932
(5 лет назад)
Про нашу компанию распрастраняют ложные сведения конкуренты, поток клиентов значительно снизился. Очень надеемся на помощь юриста..

 

 
«Вы действительно оперативно работаете, не ожидал! Только дал заявку на 123Zakon.ru – как позвонили из вашего колл-центра. А через день уже и предложения по юруслугам были. Точность – вежливость королей. С этим у вас все в порядке. »
Самвел Оганесян, Москва