НАШИ ПРОЕКТЫ:
ИПОТЕКА
ПОТРЕБКРЕДИТ
БИЗНЕС КРЕДИТ
КРЕДИТНЫЕ КАРТЫ
АВТОКРЕДИТ
ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ
СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ
ПЕРЕЕЗД
РЕМОНТ
ТУРИЗМ
НЕДВИЖИМОСТЬ
ОБРАЗОВАНИЕ
АВТОСТРАХОВКА
ПЕРЕВОДЫ
Добавить в избранное    
Печатать

Защита торговой марки

   
136 из 160 (85%) посетителей порекомендовали бы эту статью своим друзьям

    КРАТКИЙ ОБЗОР ЭТОЙ СТАТЬИ

  • Что такое торговая марка?
  • Как регистрируется торговая марка?
  • Кто регистрирует торговую марку?
  • Как защищать торговую марку?
Сергей Федоров, 123Service.ru

Торговые марки – это лицо успешного бизнеса. Предположим, приходите вы в магазин, а там на полках – сотни белых молочных пакетов, на которых одинаковыми буквами написано «молоко». Как выбрать то, которое вы привыкли покупать? Торговая марка – это компас для покупателя, для клиента. И заботиться о том, чтобы грамотно зарегистрировать и защитить торговую марку, крайне важно для любого бизнесмена.

Защита торговой маркиЧто такое торговая марка?

Товарный знак и знак обслуживания – обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.

Торговые марки или торговые знаки, как следует из названия, предназначены для того, чтобы отличать одну торговую компанию от другой. Однако в законодательстве России понятие торговой марки или торгового знака отсутствует. Это обусловлено тем, что законодательство РФ использует более общее понятие – «знак обслуживания» (для обозначения услуг), наряду с понятием товарного знака (для обозначения товаров), а торговля является только одним из видов разнообразных коммерческих услуг.

В Гражданском кодексе РФ (часть 4), кроме основных положений и статьи 1477, слова «знак обслуживания» опускают, называя товарными знаками не только собственно товарные знаки, но и знаки обслуживания.

Таким образом, понятия «товарный знак» и «торговая марка» («торговый знак») следует признать равнозначными с точки зрения закона. В бизнесе же понятия «торговая марка» и «торговый знак» достаточно часто употребляются, что может приводить к недоразумениям при регистрации прав собственности.

Как регистрируется торговая марка?

Регистрацию торговых марок (торговых знаков), договоров уступки и лицензионных договоров на торговые марки (торговые знаки) осуществляет федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности – Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС, Роспатент).

В качестве торговых марок (торговых знаков) могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании.

После регистрации торговой марки (торгового знака) в установленном порядке защита от недобросовестных действий конкурентов в отношении торговой марки (торгового знака) осуществляется его владельцем, в частности, путем обращения с иском в арбитражный суд, а также в органы МВД (при наличии состава преступления, предусмотренного ст.180 ч.1 УК РФ).

Кто регистрирует торговую марку? 

Для повышения качества взаимодействия с Роспатентом (ФИПС) по вопросам регистрации торговых марок (торговых знаков), а также в иных целях, законодательство РФ предусматривает специальную категорию юристов – патентные поверенные.

Патентные поверенные – это квалифицированные юристы, специализирующиеся на защите интеллектуальной собственности, имеющие не менее чем четырехлетний опыт работы в этой области и прошедшие сложные экзамены в Роспатенте (ФИПС). Узнать патентных поверенных можно по государственному свидетельству.

Общее время регистрации торговой марки (торгового знака) составляет от одного года до двух лет. Но вы можете пойти на ускоренную регистрацию торговой марки (торгового знака) в течение 7 месяцев с даты заключения договора на проведение ускоренной экспертизы. Суть ускоренной регистрации состоит в заключении дополнительного договора с ФИПС на оказание услуг по срочной проверке заявленного обозначения по заявке на регистрацию товарного знака, знака обслуживания, и уплате официально установленных увеличенных размеров тарифов Роспатента (ФИПС). Если же вы регистрируете торговую марку (торговый знак) через патентного поверенного, то для него ускоренная регистрация – это работа в более быстром темпе (невозможность отложить делопроизводство по вашему знаку «на завтра»), что также несколько дороже.

Патентная система РФ постоянно меняется, и в том числе, не в пользу заявителей. Например, некоторое время назад Патентное ведомство начало отказывать всем подавшим заявки на регистрацию торговых марок (торговых знаков) на латинице. Всем, кроме подателей заявок, регистрируемых по ускоренной процедуре. Так что, патентный поверенный может решить для вас и эту проблему.

Не забывайте также каждые 10 лет после регистрации торговой марки (торгового знака) продлевать действие регистрации на очередной срок.

За каждое юридически значимое действие Роспатентом (ФИПС) взимаются государственные пошлины и тарифы в установленных размерах. Общая сумма пошлин и тарифов варьируется от 18,5 до 30–40 тыс. рублей при обычной регистрации товарного знака (за 1–2 года) и от 30,5 до 70–100 тыс. рублей при ускоренной регистрации товарного знака (примерно 7 месяцев с даты заключения договора на проведение ускоренной экспертизы).

Как защищать торговую марку?

Нарушение исключительных прав владельца товарного знака влечет за собой гражданскую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 1515 ч.4 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав от незаконного использования товарного знака помимо требований о прекращении нарушений или взыскания причиненных убытков осуществляется следующим образом:

1) правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение;

2) правообладатель вправе требовать удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения;

3) лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок.

Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

  • в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
  • в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.

Лицо, производящее предупредительную маркировку по отношению к не зарегистрированному в Российской Федерации товарному знаку, несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Понятно, что регистрация и защита торговой марки – дело сложное и долгое. И лучше поручить его юристам – специалистам в этой области. В противном случае вы рискуете, что марку либо вообще не зарегистрируют, либо сроки сильно затянутся.

Рассмотрим две типичные ошибки тех, кто пытался самостоятельно зарегистрировать торговую марку с каким-то названием.

1. Человек полагает, что может самостоятельно придумать необходимое ему слово или словосочетание (например, название товара или группы товаров).
В результате слово может оказаться неохраноспособным, либо объем прав, приобретаемых в результате регистрации, мал, что не позволяет эффективно предъявлять претензии к нарушителям.

2. Человек не может самостоятельно придумать название и обращается в рекламное агентство. Результаты такие же, что и в первом случае.

Разработка словесных знаков – нейминг – к сожалению, в настоящее время еще недостаточно развитая услуга. Осилить задачу может коллектив, в который входят лингвист, дизайнер, патентный поверенный.


Дать заявку на оказание юридических услуг
вы можете с помощью бесплатного сервиса на сайте 123Zakon.ru. Подать заявку!

Вы порекомендовали бы эту статью друзьям?              
Печатать
 
 
Маруся
(3 года назад)
В чём отличия понятий "бренд" и "товарная марка"? всегда путаю.
Тала
(4 года назад)
Мне кажется сейчас можно все что угодно зарегестрировать,лишь бы деньги плати.Сколь сейчас всего.
Неделя
(4 года назад)
Кто нибудь мог бы скинуть ссылку на нормальный акт о защите торговой марки.Пожалуйста!

tamco
(4 года назад)
Если мы возьмем торговую марку,извесную,и немного изменим название,в одну букву,можно ее использовать и официально регестрировать?
вася пупкин
(5 лет назад)
Названия очень важно,поэтому лучше в рекламное агенство обратиться,чтоб раскрутили марку. и не забывайте как корабльназовёшь так он и поплывёт!
Игорь Абрамов
(5 лет назад)
про торговую марку все подробно изложили!
только интересно насчет штрихкода- он должен присутствовать на всех товарах, или это необязательно?

 

 
«Вы действительно оперативно работаете, не ожидал! Только дал заявку на 123Zakon.ru – как позвонили из вашего колл-центра. А через день уже и предложения по юруслугам были. Точность – вежливость королей. С этим у вас все в порядке. »
Самвел Оганесян, Москва